Объявления
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года
    Система стандартизации является важным элементом государственной технической политики, а также одним из ключевых инструментов передачи технологий, в том числе инновационных, в промышленности. Опыт государств-лидеров экономического развития свидетельствует об активном использовании возможностей стандартизации в развитии экономики.

    В рамках 40-ой сессии Ассамблеи ИКАО было признано, что авиационный сектор переживает постоянно растущие изменения с точки зрения развития новых технологий, которые оказывают воздействие на устойчивое развитие гражданской авиации, на распространение угроз и рост общественных ожиданий, в связи с чем перед государствами и ИКАО при разработке стандартов стоит задача соответствовать ускоренному темпу развития инноваций. Для решения этой задачи

    Совет ИКАО в соответствии с резолюцией Ассамблеи ИКАО А40-27 "Инновации в сфере авиации" работает над совершенствованием своей деятельности при работе с инновациями, в том числе путем укрепления взаимодействия с отраслью.

    Озабоченность ИКАО о необходимости своевременного нормативного обеспечения инноваций соответствующими стандартами, содержащими требования к устанавливаемому на воздушные суда инновационному оборудованию и опубликованию органами по сертификации методик оценки соответствия требованиям стандартов, и проведения сертификации, разделяют Ассоциации аэрокосмической промышленности - члены Международного координационного совета ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA). Примером такой озабоченности может служить обращение Председателя Комитета по безопасности полетов ICCAIA Simon Lie в адрес Генерального секретаря ИКАО о переносе сроков установки на ВС систем определения местоположения терпящего бедствия ВС с 01.01.2021 на 01.01.2023 года из-за отсутствия зрелых, окончательных и опубликованных критериев сертификации летной годности и отсутствие сертификационных (т.е. TSO) компонентов. Эта проблема существует в отечественном авиастроении и очень актуальна при решении программы импортозамещения.

    В Российской Федерации документом, позволяющим на национальном уровне организовать работы по внедрению передовых технологий, достижению и поддержанию технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики (ст.3 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации") является одобренный 15.11.2019 заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком План мероприятий ("дорожная карта") развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (далее — План мероприятий).

    1. Планом мероприятий, в частности, предусмотрена подготовка изменений в Федеральный закон 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации",
    в том числе, в части:

    - уточнения порядка формирования Технических комитетов в целях повышения результативности их деятельности;

    - отнесения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств к документам по стандартизации Российской Федерации и включения их в Федеральный информационный фонд стандартов в целях расширения возможностей их применения для оценки подтверждения соответствия экспортируемой отечественной  продукции требованиям указанных стандартов и внедрения современных зарубежных технологий;

    - определения порядка включения (на добровольной основе) стандартов организаций и технических условий в Федеральный информационный фонд стандартов.

    В современных условиях проектирование и производство конкурентной гражданской авиационной техники возможно только при условии использования международных документов по стандартизации, применяемых, в первую очередь, при сертификации.

    ФАП-21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей" в ст.21.603 предусматривает возможность использования международных стандартов при формировании квалификационного базиса. При этом Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом регулировании" допускает возможность применения международных стандартов только при условии внесения их в Федеральный информационный фонд стандартов. Внесение международных стандартов в Федеральный информационный фонд стандартов обеспечивает легализацию их использования при реализации Программы импортозамещения и обеспечения продвижения продукции отечественного авиастроения, в частности, бортового авиационного оборудования, агрегатов и компонентов воздушных судов, на внешний рынок. (Приложение №3 Сводная таблица предложений предприятий о включении в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, международных стандартов, выполнение которых необходим при сертификации авиационной техники в FAA и EASA).

    Очень важно, что изменения в Федеральный закон №162-ФЗ, дают возможность внесения стандартов организаций и технических условий в Федеральный информационный фонд стандартов.

    После структурных изменений, прошедших в отрасли, возрастает роль ГК "Ростех", которая в соответствии со статьей 3 федерального закона №162-ФЗ является ключевым участником работ по стандартизации. Возможность широкого применения в отрасли стандартов ГК "Ростех" и стандартов организаций, входящих в состав ГК "Ростех", позволит решить задачи по совершенствованию процессов проектирования и производства авиационной техники.

    2. План мероприятий предусматривает подготовку изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в части дополнения отдельной подпрограммой "Развитие стандартизации" в целях решения задач, направленных на создание доказательной базы для подтверждения соответствия обязательным требованиям, предъявляемым к продукции, подлежащей сертификации и декларированию согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании.

    Закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ в статье 2 "Основные понятия" дает следующее определение технического регламента:

    "Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)".

    Согласно Конвенции о международной гражданской авиации (далее — Чикагская конвенция, Конвенция) и Соглашения о Евроазиатском союзе национальная система сертификации авиационной техники должна учитывать и соответствовать положениям заключенных Российской Федерацией международных договоров.

    Приложения к Конвенции содержат международные стандарты и рекомендуемую практику, принимаемые Советом ИКАО в соответствии с положениями главы VI "Международные стандарты и рекомендуемая практика" Конвенции.

    В соответствии со статьей 33 "Признание удостоверений и свидетельств" главы 5 "Условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов" Конвенции удостоверения о годности признаются действительными при условии, что требования, в соответствии с которыми такие удостоверения выданы, "соответствуют минимальным стандартам, которые время от времени могут устанавливаться в соответствии с настоящей Конвенцией, или превышают их".

    Из этого следует, что Приложения к Чикагской конвенции, где установлены требования к воздушным судам, авиационным двигателям, воздушным винтам и экологические требования по определению Федерального закона №184-ФЗ являются техническими регламентами.

    Внесение в Федеральный информационный фонд стандартов соответствующих Приложений ИКАО в виде отечественных технических регламентов позволяет:

    - устранить противоречия ст.52 положений Договора о Евразийском экономическом Союзе от 29.05.2014 и ст.35 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к продукции, не внесенной в список;

    - федеральным органам исполнительной власти разрабатывать и вводить в действие такие документы по стандартизации как Своды правил (Федеральные авиационные правила);

    - в соответствии со ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации и федеральным законом №184-ФЗ "О техническом регулировании" — осуществлять процедуру сертификации как подтверждение соответствия условиям технического регламента, документам по стандартизации и условиям договоров.

    При сертификации воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов договором может быть сертификационный базис (включающий в себя обязательные требования технического регламента и рекомендованные к выполнению положения сводов правил, оформленные в виде согласованного документа разработчиком и органом по сертификации Росавиаций) или квалификационный базис (согласованный органом по сертификации и разработчиком документ, содержащий требования к компонентам и комплектующим в соответствии с ФАП-21, на основании международных или национальных документов по стандартизации (ТСО) или стандартов организации разработчика);

    - сформировать перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, включив в него международные стандарты (в том числе и документы Межгосударственного авиационного комитета), определяющие требования к продукции и методы оценки соответствия. В перечень должны быть включены такие виды документов по стандартизации как своды правил.

    3. Планом мероприятий предусмотрена необходимость обеспечить опережающими темпами разработку стандартов для выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции, а также ежегодную актуализацию Федерального информационного фонда стандартов и проведение анализа реализации утвержденных отраслевых программ по стандартизации по приоритетным направлениям и принятие решений о внесения в них необходимых изменений и дополнений.

    В авиационной промышленности утверждена Программа стандартизации на 2016-2020 годы. В программу вошли предложения, которые основывались на надежде выделения средств из бюджета на их разработку. Большая часть вошедших стандартов осталась не реализованной из-за отсутствия бюджетных средств. Программой предусмотрена разработка и актуализация 493 национальных стандарта (с учетом дополнения № 1 к Программе) в течение 5 лет, к настоящему времени утверждено 54 стандарта, в работе на различных этапах разработки находятся 62 стандарта, на 2020 год Программой предусмотрена работа по 155 стандартам. В настоящее время осуществляется, работа по подготовке проекта программы стандартизации в авиационной промышленности на 2021-2025 году, в рамках которой, в том числе, планируется пересмотр и актуализация структуры и состава мероприятий действующей Программы, с учетом потребностей промышленности в документах по стандартизации, включая международные документы, применяемые ведущими мировыми авиапроизводителями (Приложение № 4 Поступившие предложения от членов САП в "Программу стандартизации в авиационной промышленности на период 2020-2025 гг.".).

    В новой Программе стандартизации необходимо предусмотреть перевод отраслевых стандартов, используемых при производстве, в стандарты организаций за счет внебюджетных средств, а на основании отраслевых стандартов, используемых при разработке и сертификации авиационной техники, разработать национальные стандарты за счет бюджетных средств.

    Новая Программа стандартизации в авиационной промышленности на 2021-2025 годы должна учитывать изменения, вносимые в федеральный закон №162-ФЗ в части возможности внесения в Федеральный информационный фонд стандартов международных стандартов и стандартов организаций. При разработке Программы необходимо решить задачу по формированию полного перечня национальных и международных стандартов, обеспечивающих организацию работ по проектированию, производству и сертификации авиационной техники на соответствие требованиям стандартов ИКАО. В первую очередь необходимо определить международные стандарты, используемые при сертификации в FAA и EASA и включить работы по их переводу в Программу сертификации.

    Необходимо появление в Программе раздела "Стандарты организаций" (ГК "Ростех", Союз авиапроизводителей России, Алмаз-Антей.

    5. План мероприятий предусматривает подготовку комплексных мер, направленных на обеспечение возврата Российской Федерации в "1" группу Международной организации по стандартизации (ИСО).

    ТК 20 "Аэрокосмическая промышленность" ИСО разработал и опубликовал 678 стандартов. В Федеральный информационный фонд стандартов внесено 8.
    По непонятным причинам предприятия отрасли стандарты ИСО используют крайне редко.

    До предприятий авиационной промышленности необходимо постоянно доводить информацию о стандартах ИСО. Ранее эта работа выполнялась ФГУП "НИИСУ", но последний сборник датирован 2009 годом. В гражданском авиастроении в настоящее время головного института нет. Попытки выполнения работы на общественных началах неэффективна.

    В целом реализация План мероприятий ("дорожная карта") развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года создает условия нормативного обеспечения реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" в части:

    - сохранения статуса Российской Федерации как мировой авиационной державы;

    - осуществление выхода на мировой рынок финальных интеграторов, интеграторов 1-го уровня, а также поставщиков 2-4 уровней в основных сегментах авиастроения;

    -  формирования отечественной конкурентоспособной отрасли вертолетостроения, продукция, которой к 2025 году займет 12,6 % мирового рынка;

    - формирования отечественной конкурентоспособной отрасли авиационного двигателестроения, продукция которой к 2025 году в части авиационных двигателей для гражданских самолетов займет до 1% мирового рынка авиационных двигателей для гражданских самолетов, а в части авиационных двигателей для вертолетов — 7% мирового рынка для вертолетов;

    - формирование отечественных конкурентоспособных отраслей авиационного агрегатостроения и приборостроения, продукция которых к 2025 году в части авиационных агрегатов и систем займет 2,9% мирового рынка агрегатов и систем, а в части бортовых авиационных комплексов — 11,2% мирового рынка бортовых авиационных комплексов;

    - формирование отечественной конкурентоспособной отрасли самолетостроения, продукция которой к 2025 году займет 2,9% мирового рынка гражданского самолетостроения.

    Решили:

    1. Обратиться в Минтранс России, Минпромторг России с предложением:
    - внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации в п.2 ст.35, изложив его в новой редакции:
    "Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных судов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, определяются техническими регламентами, документами по стандартизации и условиями договоров".

    2. Обратиться в Минпромторг России, Росстандарт с предложением внести в Федеральный информационный фонд стандартов Приложения 8 "Летная годность" и Приложения 16 "Охрана окружающей среды" к Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации в качестве технических регламентов.

    3. Обратиться в Минпромторг России с предложениями:
    - рассмотреть возможность проведения конкурса на проведение НИР по разработке Программы стандартизации в авиационной промышленности, включив в Техническое задание проведения исследования применения стандартов, используемых в FAA и EASA при сертификации авиационной техники с включением указанных стандартов в разделе "Международные стандарты", вносимые в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

    6. Наблюдательный совет обращает внимание на необходимость активизации работ по переводу отраслевых стандартов, используемых в агрегатостроении и приборостроении, в документы по стандартизации, предусмотренные 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" в рамках Программы стандартизации в авиационной промышленности.

    Назад
     
    © 2020 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.24, стр.2. Тел.: (495) 125-73-73; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала