О Союзе
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    .
    Стратегические направления деятельности САП на 2017-2025 годы
    1. Формирование Союза как площадки для общения бизнес-структур, выработки общей позиции по вопросам развития отрасли, совершенствования нормативно-правовых актов с целью увеличения доли отрасли в ВВП страны, повышения возможностей отрасли по решению задач, определяемых основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, государственным оборонным заказом, транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, и вклада в социально-экономическое развитие страны.

    2. Организация и проведение Съездов авиапроизводителей для выработки предложений по вопросам разработки, производства и эксплуатации ВС, требующих решений Президента РФ, Авиационной коллегии, Минпромторга России и Минтранса России. Участие в выполнении решений, принятых Съездом. Продвижение отечественной техники на внутренний и международный рынок.

    3. Выработка предложений по защите внутреннего рынка пассажирских перевозок. Увеличение общего объема пассажирских перевозок, выполняемых на ВС отечественного производства в 2025 году до 50%. Добиться запрета выполнения внутренних перевозок на ВС иностранной регистрации. Доведение использования отечественных комплектующих до 80% на отечественных гражданских ВС.

    4. Совершенствование системы стандартизации в авиационной промышленности. Реализация положений федерального закона от 29.06.2005 г. №162 ФЗ "О стандартизации в РФ", реализация распоряжения Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762 "Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года, Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 г. № 1567 "О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции".

    5. Создание национальной системы обязательной сертификации АТ, разработчиков и производителей АТ и ее постоянное совершенствование. Осуществление перехода от обязательной сертификации продукта к сертификации производственного процесса.

    6. Создание национальной системы добровольной сертификации поставщиков аэрокосмической промышленности.

    7. Выработка предложений по созданию системы стимулирования проведения научно-исследовательских работ в области авиации и созданию рынка интеллектуальной собственности.
    Приоритетные направления деятельности САП на 2019-2020 годы
    1. Работа по подготовке и реализации решений Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации, Коллегии ВПК Российской Федерации, Экспертного совета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России.

    2. Постоянная работа с федеральными органами исполнительной власти по вопросам разработки, изготовления и эксплуатации авиационной техники.

    3. Работа по выполнению решений 4 Съезда авиапроизводителей России.

    4. Совершенствование нормативно-правовой базы. Внесение изменений и дополнений в Воздушный кодекс, Закон "О техническом регулировании", постановление Правительства Российской Федерации №492. Участие в разработке и обсуждении нормативной базы по сертификации воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем предприятий-разработчиков и изготовителей авиационной техники.

    5. Активизация работы в Комитетах и рабочих группах ICCAIA.

    6. Организация работ по выполнению на предприятиях отрасли требований Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации.

    7. Популяризация на предприятиях авиационной промышленности опыта работы ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России" в Европейской группе качества.

    8. Работа в сфере стандартизации, разработка проекта программы по стандартизации в авиационной промышленности на 2021-2025 годы.

    9. Подготовка к проведению 5 Съезда авиапроизводителей России.

    10. Выработка согласованных позиций, проведение совместных мероприятий с такими общественными организациями, ка Союз машиностроителей России, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности, Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциацией "Аэронет", Ассоциацией "Лига содействия оборонным предприятиям", Фондом "Партнер гражданской авиации", Фондом "Безопасность полетов", АССАД.

    11. Привлечение к работе в Союзе предприятий малого и среднего бизнеса.

    12. Популяризация достижений и передового опыта предприятий отрасли, победителей конкурса Авиастроитель года".
    Приоритетные направления деятельности САП на 2017-2018 годы
    1. Взаимодействие с Авиационной коллегией при Правительстве Российской Федерации, Военно-промышленной комиссией Российской Федерации, Минпромторгом России, Минтрансом России, МАК, ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации" при подготовке обсуждаемых вопросов повестки дня, выработка предложений в проекты решений и участие в организации выполнения принятых решений.
      (Наблюдательный совет САП; Профильные комитеты).

    2. Участие в работе Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.
      (Наблюдательный совет САП; Профильные комитеты).

    3. Организация выполнения решений Коллегии по качеству в авиационной промышленности (Комитет по стандартизации и управлению качеством).
      (ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", Комитет по развитию поставщиков).

    4. Подготовка и проведение 4 Съезда авиапроизводителей России в 2018 году в г. Казани. Организация предварительного обсуждения вопросов, включенных в повестку дня Съезда.
      (Наблюдательный совет САП, Предприятия-члены Союза).

    5. Работа с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта по совершенствованию взаимодействия разработчиков и производителей авиационной техники и эксплуатантов ВС.
      (Комитет по безопасности полетов; Комитет по стандартизации и управлению качеством; Комитет по вопросам сертификации в авиационной промышленности).

    6. Стратегическое партнерство с Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности по улучшению условий и оплаты труда работников организаций – членов Союза.
      (Наблюдательный совет САП, Предприятия-члены Союза).

    7. Представление интересов отечественной промышленности в Международном координационном совете ассоциаций авиационной промышленности (ICCAIA). Участие в работе Комитета по УВД ICCAIA, Аэронавигационной комиссии ИКАО. Работа в комитетах ICCAIA.
      (Дирекция, Комитет по беспилотным авиационным системам, Комитет по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации, Комитет по безопасности полетов).

    8. Обсуждение нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в области авиастроения.(Профильные комитеты; Предприятия-члены Союза).

    9. Разработка предложений по совершенствованию мер государственной поддержки разработчиков и производителей АТ и продвижению отечественных ВС на внутренний и международный рынки.
      (Комитет по экономике и финансам, ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России").

    10. Организация работ по реализации Программы стандартизации в авиационной промышленности. Активное участие в работе ТК323 "Авиационная техника". Реформирование Комитета по стандартизации и управлению качеством. Создание Комитета по стандартизации. Размещение на сайте САП информации о работе ТК323. Разработка и введение ГОСТ-Р "Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Общие положения". Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567.  Разработка стандартов САП на базе отраслевых стандартов.
      (Дирекция, Комитет по стандартизации и управлению качеством).

    11. Популяризация международного опыта разработки, производства и эксплуатации ВС. Обсуждение перспективных направлений научных исследований. Выработка предложений по применению результатов проведенных исследований. Участие в работе экспертных советов. Обсуждение вопросов, связанных с участием членов Союза в международных научных программах.
      Организация взаимодействия предприятий отрасли с ВУЗами.
      (Комитет по научным исследованиям, ФГБУ "НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского", предприятия-члены Союза).

    12. Создание национальной добровольной системы сертификации поставщиков аэрокосмической промышленности.
      (Комитет по стандартизации и управлению качеством, ПАО "ОАК", ГК "Ростех").

    13. Разработка предложений по борьбе с контрафактной продукцией. Реализация Положения ст.31 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Использование новых методов маркировки комплектующих изделий.
      (Комитет по стандартизации и управлению качеством, Комитет по развитию поставщиков, Комитет по научным исследованиям, ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", АО "ОДК").

    14. Выработка предложений по развитию поставщиков аэрокосмической промышленности.
      (Комитет по развитию поставщиков, АО "КРЭТ", АО "Технодинамика", АО "ОДК", ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", предприятия-члены Союза).

    15. Участие в создании норм и правил разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
      (Комитет по БАС).

    16. Участие в разработке и обсуждении нормативно-правовых актов, регламентирующих СУБП на предприятиях-разработчиках и производителях ВС, воздушных винтов и двигателей.
      (Комитет по безопасности полетов, ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", АО "ОДК").

    17. Обсуждение и выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию систем и средств аэронавигации, метеообеспечения и видеонаблюдения.
      (Комитет по аэронавигации).

    18. Активное участие в работе Комитета по авиационной промышленности, Комиссии по стандартизации и техническому регулированию, Комиссии по социальной и кадровой политике, Комитета по радиоэлектронной промышленности Союза машиностроителей России.
      (Профильные комитеты; Предприятия-члены Союза).

    19. Популяризация истории авиационной промышленности. Рассмотрение вопроса о реформирование Комитета выставочной деятельности в Комитет музейно-выставочной деятельности.
      (Наблюдательный Совет, Дирекция).
    Приоритетные направления деятельности САП на 2015-2016 годы

    Приняты на годовом Общем собрании 01 апреля 2015 года


    Уставные мероприятия

    • Подготовка и проведение Второго Съезда авиапроизводителей России в г. Ульяновске 16-17 апреля 2015 года;
    • Привлечение предприятий малого и среднего бизнеса к работе, проводимой Союзом;
    • Создание условий для работы представителей предприятий в работе комитетов;
    • Привлечение производителей и поставщиков аэрокосмической промышленности, не являющихся членами САП, к работе комитетов;
    • Популяризация достижений и разработок предприятий авиационной промышленности для использования в смежных отраслях промышленности
    • Популяризация положительного опыта работы систем управления качеством и систем управления рисками на предприятиях авиационной промышленности
    • Обсуждение проектов Федеральных законов, регламентирующих деятельность предприятий авиационной промышленности;
    • Участие в работе Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

    Стандартизация

    • Участие в создании Отраслевого совета по стандартизации;
    • Участие в работе Технических комитетов Росстандарта;
    • Организация работы по переработке отраслевых стандартов в стандарты САП;
    • По предложениям членов САП продолжить практику заключения лицензионных соглашений на право пользования международными стандартами, разработанными национальными союзами и ассоциациями аэрокосмической промышленности;

    Сертификация

    • Развитие систем добровольной сертификации. Завершение формирования исполнительных органов системы добровольной сертификации "Базис";
    • Организация мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции;

    Укрепление кадрового потенциала

    • Участие в разработке профессиональных стандартов;
    • Работа с профильными ВУЗами;
    • Участие в разработке перечня авиационного персонала экспериментальной и гражданской авиации;

    Международная деятельность

    Помощь предприятиям Союза в работе в комитетах и рабочих групп следующих организаций:

    • ICCAIA — Международный координационный совет ассоциаций   аэрокосмической промышленности (рабочие группы: по стратегическому развитию; по управлению безопасностью полетов Комитета по летной годности; по кибербезопасности Комитета по безопасности; по эмиссии СО2 самолетов гражданской авиации; по беспилотным авиационным системам; по замене огнегасящей жидкости на самолетах)
    • EUROCAE — Европейская некоммерческая организация по оборудованию для гражданской авиации
    • RTCA — Является ведущей организацией в области разработки стандартов для бортовых и наземных систем и другого оборудования для авиационной техники
    • ARINC/AEEC — Международная корпорация "Авиационное радио" по распространению и продвижению стандартов в области авионики, оборудования кабин экипажа, радио- и телекоммуникаций
    • IAQG — Международная аэрокосмическая группа качества.
    • Помощь членам САП в установлении деловых контактов с предприятиями стран, с союзами и ассоциациями которых САП заключило соглашения о сотрудничестве – Европейская ассоциация предприятий аэрокосмической промышленности (ASD), национальные ассоциации Великобритании, Франции, Италии, Германии, Чехии, Канады)
    • Выработка единой согласованной позиции представителей российских предприятий, членов международных организаций в международных организациях;
    • Содействие продвижению продукции и перспективных разработок отечественных поставщиков на внешний и внутренний рынки, участие национальных поставщиков в международной кооперации через национальные союзы аэрокосмической промышленности;
    • Подготовка соглашений о сотрудничестве с Китайским обществом аэронавтики и астронавтики (CSAA) и Ассоциацией авиастроительной промышленности Австрии (AAI)

    Выполнение Государственной программы "Развитие авиационной промышленности Российской Федерации на 2013-2025 годы"

    • Участие в реализации Государственной программы Российской Федерации

    "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы";

    • Участие в реализации проектов по созданию перспективных образцов авиационной техники;
    • Разработка предложений по реализации программы импортозамещения в области гражданского авиастроения;
    • Проведение конкурса "Авиастроитель года" в целях поощрения юридических и физических лиц, добившихся лучших результатов, в том числе в выполнении Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы"
    • Информирование предприятий авиационной промышленности о работе, проводимой Минтрансом России и Минпромторгом России по созданию систем управления безопасностью полетов на предприятиях-разработчиках и производителях авиационной техники.
    • Участие в подготовке следующих мероприятий:
    • Международный аэрокосмический салон "МАКС-2015" в г. Жуковский 25-30 августа 2015 года (Конференция по авионике и УВД; Конференция по RFID-технологиям; Конференция "СУБП предприятий авиационной промышленности. Состояние и перспективы"; круглые столы и семинары);

    -     2-ая Всероссийская научная конференция "Навигация, наведение и управление ЛА", г. Москва, 20-21 сентября 2015 года;
    -     Научно-практическая конференция по использованию различных видов БАС для решения задач авиационно-космического поиска и спасания, 4 квартал 2015 года.

    Работа с отечественными общественными организациями

    • Организация проведения совместных мероприятий с:
    • ОООР "Союз машиностроителей России";
    • Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
    • Участие в мероприятиях, проводимых:
    • АССАД, НП "Авиапоставщик", НП "Безопасность полетов", КАА "Безопасность полетов", Союзом производителей композитов, Ассоциацией вертолетной индустрии, Фондом "Партнер гражданской авиации"

    ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ 2015 ГОДА

    • Развитие кадрового потенциала авиационной промышленности. Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов
    • Выполнение требований закона "О стандартизации в Российской Федерации"
    • Создание Отраслевого совета по стандартизации. Работа по переработке отраслевых стандартов
    • Разработка Программы стандартизации Союза авиапроизводителей России
    • Внедрение новых разработок российских производителей компонентов воздушных судов в приоритетные проекты ОАО “ОАК“, АО “Вертолеты России“, ОАО “Корпорация “Тактическое ракетное вооружение“
    • Изменение индустриальной модели взаимодействия организаций финишеров и поставщиков. Создание условий для участия в реализации государственных программ предприятий малого и среднего бизнеса.
    Приоритетные направления деятельности САП на 2014-2015 годы
    • Участие в реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы";

    По задаче: "Развитие кадрового потенциала авиационной промышленности".

    • помощь предприятиям-членам НП "САП" в организации подготовки и переподготовки, в том числе и за рубежом, высококвалифицированного персонала;
    • организация разработки профессиональных стандартов;
    • работа с профильными ВУЗами;

    Взаимодействие с кластерами, имеющими авиационную специализацию в городах Самаре, Ульяновске, Перми и Хабаровске в части:

    • развития малого бизнеса;
    • реализации перспективных проектов промышленности;
    • Участие в разработке мер нетарифного регулирования по защите внутреннего рынка в условиях ВТО;
    • Содействие продвижению продукции отечественных поставщиков на внешний рынок, участие поставщиков в международной кооперации через национальные союзы аэрокосмической промышленности;
    • Развитие систем добровольной сертификации. Завершение формирования руководящих органов системы добровольной сертификации "Базис";
    • Заключение лицензионных соглашений на право пользования международными стандартами, разработанными национальными союзами и ассоциациями аэрокосмической промышленности;
    • Консолидация производителей и поставщиков аэрокосмической промышленности;

    Организация работы в комитетах и рабочих группах следующих организаций:

    • ICCAIA Международный координационный совет ассоциаций   аэрокосмической промышленности
    • EUROCAE — Европейская некоммерческая организация по оборудованию для гражданской авиации
    • RTCA Является ведущей организацией в области разработки стандартов для бортовых и наземных систем и другого оборудования для авиационной техники
    • ARINC/AEEC — Международная корпорация "Авиационное радио" по распространению и продвижению стандартов в области авионики, оборудования кабин экипажа, радио- и телекоммуникаций
    • IAQG — Международная аэрокосмическая группа качества.
    • Выработка единой согласованной позиции представителей российских предприятий, членов международных организаций в международных организациях;
    • Участие в подготовке следующих мероприятий:

    - Международный форум "Технологии в машиностроении", 13-17 августа, г. Жуковский;
    - Международный авиатранспортный форум, 14-17 августа, г. Ульяновск;
    - Конференция "Обеспечение качества и конкурентоспособности авиационной техники", в рамках ГИДРОАВИАСАЛОНА-2014, 4-5 сентября, г. Геленджик;
    - 29-й Конгресс Международного совета по аэронавтическим наукам (ICAS-2014), 7-12 сентября, г. Санкт-Петербург;

    • Проведение конкурса "Авиастроитель года";
    • Информирование предприятий авиационной промышленности о подготовке и проведению проверки России комиссией Международной организации гражданской авиации;
    • Обсуждение проектов Федеральных законов, регламентирующих деятельность предприятий авиационной промышленности;
    • Организация совместной деятельности с ОООР "Союз машиностроителей России", активное участие в выполнении программ "Союза машиностроителей" и работе комитетов;

     Участие в работе Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

    • Подготовка и проведение 2 Съезда авиапроизводителей России в г. Ульяновске в 2015 году.
    Приоритетные направления деятельности САП на 2011 год

    Генеральный секретарь НП "САП" Е.А. Федосов

    1. В условиях современной рыночной экономики государство ограничило свои функции законодательной и контрольной областями в сфере авиационной деятельности. Гармонизация процессов проектирования, производства, проведения эксплуатации авиационной техники на всём жизненном цикле относится к деятельности предприятий авиационной промышленности, предприятий авиаперевозчиков, предприятий, предлагающих сферу услуг и обеспечивающих функционирование инфраструктуры воздушного транспорта.

    При этом вся авиационная деятельность обязана руководствоваться международными правилами и соответствовать международной системе нормативной базы, которые рекомендует ИКАО, особенно в области обеспечения безопасности полетов, обеспечения снижения воздействия авиации на экологию (в части шума и вредных выбросов), организации управления воздушным движением, а также обеспечения безопасности аэропортов и всей авиационной инфраструктуры.

    Все государства, связанные с авиационной деятельностью, создают  профессиональные ассоциации, которые активно участвуют в процессах разработки и совершенствования проектов авиационных правил, национальной нормативной технической базы, системы национальных регламентов и стандартов (с последующим утверждением их на законодательном уровне).

    Национальные ассоциации обеспечивают международное сотрудничество между собой с целью защиты интересов национального авиационного бизнеса и организации совместных научно-технических исследований в форме проведения международных конференций, симпозиумов и круглых столов, а также активно участвуют в организации участия своей страны в международных научно-технических программах, авиационных салонах и выставках.

    Для обеспечения своей деятельности ассоциации создают в своем составе постоянно действующие департаменты, комитеты и подкомитеты, а также временно действующие комиссии и рабочие группы по мере необходимости. Некоторые ассоциации ведут свою историю с начала зарождения авиации (во Франции GIFAS с 1908 года). Российский НП "Союз авиапроизводителей" делает только первые шаги в своей деятельности и старается максимально использовать опыт национальных ассоциаций стран Европы и США.

    2. Основная задача, которая стоит перед российской авиационной промышленностью в области продукции гражданской авиации – это выход на международный авиационный рынок. Понятие внутреннего рынка продукции гражданской авиационной промышленности ушло в прошлое. Этот рынок давно сложился и значительно поделён между гигантами "Боинг" и "Эрбас" в области магистральных самолётов и "Эмбраер" и "Бомбардье" в области региональных самолётов. Очень большую активность проявляет Китай, который также стремится выйти на рынок. Высокая конкуренция присутствует и в области вертолётостроения.

    Поэтому выход на рынок самолётов МС-21 и Суперджет NG в 2016-2020 г.г. требует обеспечения этими самолётами высоких технико-экономических параметров и ценовых показателей в условиях конкуренции с продукцией зарубежных фирм с известными брендами, но и получения вместе с сертификатом АРМАК сертификата типа либо EASA (Евросоюз), либо FAA  (США), которые "де факто" имеют международное признание. Это один из решающих факторов работы с международными лизинговыми компаниями и регистрации самолётов в реестрах тех или иных стран.

    Сертификация или валидация в EASA и FAA   потребует максимальной гармонизации сертификационного базиса и нормативно-технической разработки и производства самолётов и вертолётов. Именно в этом и состоит основной приоритет работы нашего Союза в интересах нашей промышленности.

    В 2009 году мы провели большую работу с Евросоюзом в части анализа соответствия основных авиационных правил АП-21 и АП-25 с соответствующими правилами Евросоюза (AS-21 и AS-25). Но в 2010 году эта работа была остановлена, т.к. Евросоюз приостановил финансирование в связи с проблемой "транссибирских трасс". Со стороны Минпромторга также финансирование в 2010-2011 г.г. не запланировано. Но если в части АП-21 и АП-25 принципиальных расхождений не обнаружено, но как говорится, дьявол находится в деталях. Помимо основных правил  АП-21 и АП-25 существует в западных авиарегистрах масса методических инструкций и стандартов, а также корпоративных инструкций, которые формируют правила и требования взаимодействия покупателя (изготовителя самолёта или вертолёта) и поставщика оборудования или тех, или иных функциональных систем. Это касается формы разработки со стороны покупателя технических спецификаций на оборудование и системы, технических требований к характеристикам оборудования и систем и требования к процессу проектирования и производства, а также к обеспечению общего процесса качества проектирования и производства. Также формируются требования на необходимую доказательную документацию. В этих целях SAE разработаны соответствующие инструкции ARP4754 и ARP4761, которые приняты западными регистрами, а с 2010 и AP MAK.

    Чтобы соответствовать этим инструкциям "Эрбас" разработал детальные методические документы АВDО100 и АВDО200, которые хотя и являются внутренними стандартами корпорации, но их учитывает  EASA при оценке цепочек безопасности и риска, а также в матрице соответствия тестирования, сформированного в спецификациях на оборудование и программное обеспечение. В этих методических инструкциях особо обращается внимание на обеспечение доверия к процессам поставщиков, проведение аттестации и верификации систем, координации деятельности поставщиков и покупателя. Все это вытекает из инструкции ARP4754 при оценке безопасности и рисков. Союз перевел на русский язык АВDО100 и АВDО200 и передал в рабочем порядке и ОАК, и "Вертолеты России", но эти документы могут быть использованы только как авиационные справочники, т.к. они являются интеллектуальной собственностью "Эрбаса". Чтобы эти документы стали стандартами в России, необходимо разработать российский вариант. Для Эрбаса эти инструкции разработала фирма APSYS. Есть предварительная договоренность с этой фирмой разработать проекты российских инструкций. На предстоящей встрече в Ле-Бурже можно продолжить переговоры представителей Союза и ОАК по организации этой работы. Очень важно, чтобы руководство ОАК и "Вертолеты России" поняли важность этих инструкций.

    Процедуры сертификации оборудования в АРМАК не гармонизированы с европейскими нормами. В EASA и FAA производится сертификация на соответствие TSO и ETSO, что позволяет выходить прибористам и агрегатчикам   на рынок своей продукции не только в составе сертификата типа на летательный аппарат при продаже последнего, но и непосредственно. Наличие сертификата на соответствие TSO облегчает получение и сертификата типа. Комитетам стандартизации и авиаприборостроения предстоит провести работы по внедрению технологий сертификации на TSO. Комитету по развитию сертификации и аттестации технологий также предстоит начать широкий спектр работ по гармонизации процессов сертификации технологий авиационного производства в AP MAK и EASA. Наша конечная цель – это признание сертификатов АРМАК авиарегистрами Евросоюза и FAA. Очень тесно к процессам сертификации типа и на соответствие TSO стоит сертификация предприятий разработчиков и производителей авиационной промышленности на соответствие стандартам менеджмента качества стандартам И30 9100. Комитет менеджмента качества САП руководствуется методиками IAQG и регулярно проводит ежегодные конференции по обмену опытом по этому вопросу с участием западных специалистов. Но сертификаты на соответствие менеджмента качества российских сертификационных организаций не признаются международными сертификационными органами. Задача ближайшего времени организовать аккредитацию нашего сертификационного предприятия "Норма", которое аккредитовано АР МАК, в Европейской зоне. По этому вопросу САП активно сотрудничает с итальянской ассоциацией авиационной и оборонной промышленности AIAD, которая оказывает необходимую помощь.

    Гармонизация авиационных правил, нормативно-технической базы и сертификационной базы требует консолидации соответствующих служб предприятий ОАК, "Вертолеты России", концернов Авиаприборостроения и Агрегатостроения и привлечения соответствующих ресурсов на проведение этой важнейшей работы. Опыт Евросоюза показывает, что эту консолидирующую роль играет ASD и национальные ассоциации. САП вполне может играть подобную роль в Российской Федерации.

    3. Как известно, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному выполнению требований 101-й Поправки к 8-му Приложению норм "Летной годности" в части разработки согласованных положений, связанных с управлением безопасностью полетов, применительно к внедрению и поддержанию государственной программы по безопасности полетов с 18 ноября 2010 г. и требованию к организациям, ответственным за типовую конструкцию и изготовление воздушного судна, внедрению с 14 ноября 2013 г. системы управления безопасностью полетов (СУБП) на своих предприятиях. Но для этого необходимо разработать саму систему СУБП. САП 6 апреля 2011 г. провел конференцию с целью понять состояние в РФ этого вопроса.

    Во время МАКС-2011 запланирована конференция с приглашением специалистов ASD по этому вопросу с целью обмена опытом и гармонизации работ по системе управления безопасностью полетов в РФ и Европейского союза. Это очень своевременно, так как ИКАО поручила разработать рабочей группе по СУБП международного координационного совета ассоциаций авиакосмической промышленности ICCAIA соответствующие предложения по этому вопросу. Состав рабочей группы ICCAIA включает представителей ассоциаций AIA, AIA-CANADA, ASD (организации Airbus, Boeing, Bombardier, Cessna, Gulfstream, Haw Ker-Beecherast Pratt & Whitney и Rolls Royce). Было бы важным включить в эту рабочую группу представителя ОАО "Ильюшина", которая имеет хорошие наработки по этому вопросу (М.С. Неймарк), тем более, что САП имеет статус наблюдателя в ICCAIA. САП руководствуется при разработке СУБП методическими документами ИКАО, изложенными в Dоc 9859 AN/474 "Руководство по управлению безопасностью полетов" и "Руководство по управлению безопасностью полетов вертолетов", разработанных Международной группой по безопасности полетов вертолетов (IHST) под эгидой Всемирного фонда безопасности полетов.

    Эта работа ложится на плечи комитета САП по безопасности полетов и норм летной годности. Но этот комитет в настоящее время не имеет руководителя. Промышленность не имеет серьезного предприятия, единственным видом деятельности которого являлись бы вопросы безопасности полетов. В системе Минтранса РФ и Мак есть необходимые специалисты. Мы надеемся на помощь в этом вопросе со стороны МАК.

    4. Организация сотрудничества с национальными ассоциациями авиакосмической промышленности и ассоциацией авиакосмической промышленности Евросоюза-ASD и вхождение в состав международного координационного Совета ассоциаций авиакосмической промышленности ICCAIA.

    За 2009 - 2010 гг. заключены соглашения о сотрудничестве с Европейской ассоциацией авиакосмической и оборонной промышленности АSD, которая объединяет ассоциации 20 стран Евросоюза, с аэрокосмической ассоциацией Франции GIFAS, Англии ADS, Германии DRLI, Италии AIAD, Испании TEDAE. Подготовлено соглашение с ассоциацией Канады AIA-CANADA. В рамках меморандума о сотрудничестве развернуты совместные работы с этими ассоциациями.

    Особенно заметных успехов добился в международном сотрудничестве комитет САП по научным исследованиям (руководитель С.Л. Чернышев). Наша делегация участвовала в конференции Aerodays 2011 в Мадриде, посвященной инновациям для устойчивого развития авиации в глобальных условиях.

    С.Л. Чернышев добился на заседании Исполнительного комитета ICAS права проведения Конгресса ICAS-2014 в сентябре 2014 г. в Санкт-Петербурге. Это признание вклада России в авиационную науку. Комитет САП по научным исследованиям входит в международный форум по авиационным исследованиям (IFAR), который объединяет 23 страны.

    На предстоящем Парижском авиасалоне 20 - 26 июня 2011 г. в Ле-Бурже Комитет будет участвовать в совещании Наблюдательного совета европейских авиакосмических сообществ (CEAS). 3 - 8 июля 2011 г. в Санкт-Петербурге комитет участвует в 4-й Европейской конференции по аэрокосмическим наукам (EUCASS).

    Во время МАКС-2011 комитет проводит международный научно-технический симпозиум "Авиационные технологии XXI века". 24 - 28 октября 2011 г. в Венеции комитет участвует в конференции Совета европейских авиакосмических сообществ (CEAS).

    Следует рекомендовать комитету по научным исследованиям и в дальнейшей работе укреплять международное научное сотрудничество.

    В 2010 г. наш Союз был принят в качестве наблюдателя в международный координационный Совет авиакосмических ассоциаций ICCAIA. В этот Совет входят только пять ассоциаций: Европы ASD, США AIA, Канады AIA-CANADA, Бразилии AIAB, Японии SJAC. После испытательного срока (не менее одного года) согласно уставу Совета наш союз может стать полноправным членом Совета.

    Работая в комитетах Совета:
    - по системам CNS/ATM;
    - по авиационному шуму и вредным эмиссиям двигателей;
    - по нормам и правилам летной годности;
    - по безопасности (Security) на авиационных предприятиях;
    наш Союз подключается непосредственно к процессу разработки документов ИКАО, что очень важно для обеспечения климата конкуренции нашей продукции на мировом рынке.

    Кстати, в этом плане очень важно участие нашего Союза и предприятий, входящих в наш Союз, в работах международных организаций по разработке проектов новых стандартов и инструкций SAE, RTSA, EVROCAE. Отставание в сроках внедрения новых стандартов выбивает предприятие из конкурентной борьбы. Международная практика стандартизации в авиационной деятельности характеризуется высокой динамикой смены стандартов – практически действие стандарта не превышает три года. Обычно через три года вводится либо новый стандарт, либо модернизируется действующий.

    Поэтому большинство стран, работающих в сфере авиационного бизнеса, не базируется на национальной системе стандартов, а руководствуется международной системой, рекомендуемой ИКАО.

    У нас в России проводится перевод международного стандарта с английского языка на русский, затем валидация стандарта на русском языке на соответствие оригиналу и далее регистрация в Росстандарте. Обычно эти процедуры занимают более трех лет, обрекая Россию на отставание внедрения стандартов в промышленность. Может быть, следует выйти из национальной системы технического регулирования, а руководствоваться международной. На каждом предприятии в настоящее время достаточно инженеров, владеющих английским языком. Международная практика демонстрирует, что авиационная отрасль, как и фармацевтическая, базируется на международных системах стандартов.

    5. Вступление САП в Международный координационный совет ассоциации аэрокосмической промышленности (ICCAIA). Согласно уставу этой организации наш Союз должен объединять большинство предприятий авиационной отрасли РФ.

    Для ускорения процесса объединения предприятий на базе САП и дальнейшей консолидации имеющегося потенциала специалистов отрасли предлагается внесение изменений в Устав и введение категории ассоциированного членства для общественных организаций и объединений. Это позволит предложить работающим союзам и ассоциациям рассмотреть возможность объединения усилий для решения общих вопросов. Ассоциированное членство в общественной организации не исключает возможности вступления предприятий - членов этой организации в члены САП.

    Важным направлением является сотрудничество с Союзом машиностроителей России. Союз машиностроителей России – самая крупная организация, объединяющая более 700 предприятий, в число которых входят предприятия авиационной промышленности. Заключенное сегодня соглашение о сотрудничестве между Союзом машиностроителей России и Союзом авиапроизводителей позволит создать действенный механизм сотрудничества в интересах наших предприятий.

    6. Одним из важнейших моментов является выстраивание взаимоотношений с Минпромторгом России. Союз – это площадка для выработки общей позиции, общего мнения предприятий авиационной промышленности в вопросах законотворчества, стандартизации, системы управления качеством, сертификации, лицензирования, в вопросах международного сотрудничества. Но вся эта деятельность, безусловно, требует одобрения государства. Примером сотрудничества между органом исполнительной власти и ассоциацией является работа по Соглашению № 09-38-4 от 17 апреля 2009 г. между Министерством транспорта РФ и Российской ассоциацией морских и речных буксировщиков о сотрудничестве в сфере морского и речного транспорта.

    Дирекцией подготовлен проект аналогичного соглашения между Союзом авиапроизводителей и Минпромторгом России. Предлагаю провести его обсуждение. Текст соглашения присутствует в раздаточном материале.

    7. Международное сотрудничество с авиационными ассоциациями можно организовать при условии идентичности структуры комитетов, так как последние и являются точками контакта.

    Конечно, наша структура пока выглядит довольно скромно по сравнению с Европейской ассоциацией ASD (62 комитета) или США (AIA имеет около 80 комитетов, подкомитетов и т.д.).

    У нас пока созданы и работают 5 комитетов:
    - по международным связям;
    - по стандартизации;
    - по летной годности;
    - по управлению качеством и цепочками поставок;
    - по научным исследованиям.

    В стадии создания еще два комитета:
    - по управлению развитием и сертификацией технологий;
    - по авиаприборостроению.

    Нам, безусловно, придется расширять структуру и более четко определять функциональную ответственность комитета.

    Работа над созданием системы управления безопасностью полетов на предприятиях разработчиков типа и производителей, вероятно, потребует уточнить название комитета летной годности, преобразовав его в комитет вопросов безопасности полета и норм летной годности.

    Нам не избежать рассмотрения вопросов авиационного шума и эмиссии двигателей. Мы надеемся в этом вопросе на помощь ACCAD в рамках договора о сотрудничестве. Было бы желательно обсудить возможность вступления ACCAD ассоциированным членом и создания комитета на его базе.

    Назрел вопрос о создании подкомитета по CNS/ATM. Сейчас в Европе и США идут масштабные программы по коренной модернизации системы УВД, начиная с 2020 г. Мы должны быть участниками этих процессов. На МАКС-2011 мы запланировали совместную конференцию по этому вопросу. Согласие на участие от Евроконтроля и руководителей программы SESAR получено.

    Ряд предприятий, входящих в Союз, вышли с предложениями о создании рабочих органов по следующим направлениям:

    - малая авиация;
    - послепродажное обслуживание;
    - подготовка специалистов, взаимодействие с ВУЗами;
    - таможенные проблемы;
    - по налоговым вопросам;
    - проблемы защиты интеллектуальной собственности;
    - защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса;
    - создание системы сертификации поставщиков-непроизводителей и защита от контрафактной продукции.

    Вероятно, нам придется со временем решать эти вопросы. Опыт наших зарубежных коллег показывает, что в ряде случаев возникает необходимость организации специальных предприятий, аффилированных (дочерних) в наш Союз:

    - сертификационные центры (центры добровольной сертификации);
    - центр обучения и проведения семинаров и конференций;
    - временные трудовые коллективы по разработке нормативной правовой базы;
    - некоммерческое партнерство в виде саморегулируемой организации.

    Любая хозяйственная деятельность предприятий, входящих в Союз, подразумевает наличие конфликтных ситуаций и споров. Малые и средние предприятия часто нуждаются в правовой защите.

    На последнем заседании ACCAIA американской ассоциацией AIA был поставлен вопрос о принятии меморандума о правилах деловой этики во взаимоотношениях авиационных предприятий в процессе бизнеса. Предлагается рассмотреть вопрос о создании юридической группы в нашем Союзе.

    Во всех союзах и ассоциациях существует практика проведения профессиональных конкурсов и выдачи премий. САП предлагает учредить премию "Авиастроитель года". Проект положения находится в раздаточном материале. Прошу обратить внимание на номинации. Ждем Ваших предложений.

    Спасибо за внимание!

    Назад
     
    © 2020 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.24, стр.2. Тел.: (495) 125-73-73; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала