22 мая 2018 г. состоялось очередное заседание Комитета по беспилотным авиационным системам НП “Союз авиапроизводителей”.
На заседании рассмотрены проблемные вопросы, связанные с обеспечением разработки, производства и последующей эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Сроки формирования необходимой для этого нормативной правовой и технической базы вызывают озабоченность.
В проведении заседания принял участие и выступил с докладом генеральный директор Ассоциации “Аэронет“ — профессионального сообщества, объединяющего более 50 организаций - разработчиков и эксплуатантов БАС. Ассоциация “Аэронет“ явилась инициатором создания и основным разработчиком “дорожной карты“ (ДК) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по направлению “Аэронет“, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2018 № 576-р. Издано постановление Правительства РФ от 27.09.2017 № 1184, определяющее порядок разработки и реализации “дорожных карт“ по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы (НТИ). Первый этап подготовки нормативных правовых актов в сфере БАС рассчитан на 3 года. Впереди напряженная и трудная работа по исполнению принятой ДК совместными усилиями ФОИВ, научных и общественных организаций, Комитета по БАС.
Ключевой темой, которую Ассоциация поднимает и обсуждает в последнее время на всех уровнях — обеспечение безопасных полетов БВС в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемыми ВС. Ее надо решать сообща, вырабатывая концептуальные подходы и используя соответствующие технические решения.
На заседании рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением процедур сертификации БАС. С докладами по этому вопросу выступили представители ФГУП “ЦАГИ“. В России созданы структуры и определены уполномоченные органы в части проведения сертификации АТ. Однако утвержденные процедуры и нормы летной годности, особенно в части БАС, практически отсутствуют. Комитет по БАС — хорошая площадка по направлению сертификации, имеющая рычаги влияния.
Отмечена необходимость формирования перечня стандартов и их разработки, обеспечивающих процедуры создания авиационной техники и ее сертификации. Огромная работа по стандартизации проводится ГосНИИАС. Их требуется легализовать принятием установленным порядком через технический комитет ТК-323 и Росстандарт.
Сертификация АТ — это основа снижения рисков по безопасности полетов. Участниками заседания поддержана целесообразность максимальной гармонизации ФАП, устанавливающих порядок проведения сертификации авиационной техники, разработчиков и изготовителей, а также Норм летной годности, с международным законодательством и установившейся практикой, что облегчает в последующем процедуру признания отечественных сертификатов типа и способствует продвижению российской авиационной техники на международный рынок.
Острой проблемой, затронутой на заседании, является необходимость скорейшей разработки и принятия Государственной программы по безопасности полетов (ГПБП) в соответствии с требованиями Приложения 19 ИКАО. В 2019 году заканчивается установленный срок реализации требований ИКАО и существуют реальные риски ограничения деятельности наших авиакомпаний и продвижения на международный рынок отечественной авиационной техники. ДК по законодательству в сфере БАС возможно после небольших правок может быть включена в ГПБП.
С учетом состоявшегося обсуждения подготовлены предложения в проект резолюции IV Съезда авиапроизводителей России.
Приложения
Протокол заседания
Презентация "СТРАТЕГИЯ КООРДАНИЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЗДАНИЯ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ"