В рамках третьего Съезда авиапроизводителей России 14 апреля 2016 года на базе ОАО ЛИИ им. М.М. Громова проведен круглый стол на тему: Выполнение стандартов ИКАО по обеспечению безопасности полетов гражданских воздушных судов разработчиками и производителями авиационной техники, на котором были рассмотрены следующие вопросы:
- Реализация стандартов ИКАО в нормативно-правовой базе, регламентирующей управление безопасностью полетов разработчиками и изготовителями авиационной техники гражданского назначения в России;
- О развитии Приложения 19 ИКАО. Результаты последней проверки ИКАО состояния практической реализации стандартов ИКАО по обеспечению безопасности полетов гражданских воздушных судов разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов (на примере АО ГСС);
- Основные результаты и предложения, полученные в рамках НИР Безопасность – 3;
- Реализация требований ИКАО по обеспечению механизма непрерывного мониторинга авиационной деятельности Разработчиками и Изготовителями АТ. Проблемы и пути их решения;
- Информация о статусе практической реализации предприятиями – участниками САП положений Правил разработки и применения СУБП…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2014 года №1215;
Кроме того, в рамках данного круглого стола состоялось обсуждение конкретных проблемных областей внедрения СУБП на текущий момент и реальных путей влияния на их разрешение силами организаций Союза авиапроизводителей России, которое показало, что многие организации отрасли в силу отсутствия государственной нормативной базы вынуждены напрямую использовать документы ИКАО.
10 августа 2016 года на базе ПАО ОАК состоялось заседание Комитета по безопасности полетов САП, на котором был рассмотрен и одобрен представленный Международным координационным советом ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA) проект декларации Пропаганда безопасности.
В целях обеспечения эффективного участия организаций и предприятий российской авиационной промышленности в рабочих процессах ICCAIA, на заседании Комитета 10 августа 2016 года была утверждена предложенная ПАО ОАК кандидатура представителя по оперативному взаимодействию с Комитетом по летной годности ICCAIA и согласованы кандидатуры от ФГУП ГосНИИ ГА в рабочие группы по безопасности в кабине и по замене галона в грузовом отсеке.
На этом же заседании была рассмотрена и поддержана инициатива по формированию на базе разработок ИАЦ ФГУП ГосНИИ ГА информационной системы для выполнения задач, связанных с практической реализацией требований Приложения 19 Управление безопасностью полетов к Конвенции о международной гражданской авиации в организациях и предприятиях авиационной промышленности Российской Федерации.
На основании обращения Департамента авиационной промышленности Минпромторг России (исх. №. от 20.02. 2016г. №9855/18) в 2016 году силами Комитета по безопасности полетов САП проведен мониторинг реализации требований Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 1215 на предприятиях-членах Союза авиапроизводителей России.
Во взаимодействии с Комитетом по летной годности ICCAIA были проработаны проекты поправок к Приложению 1, 6, 8 и 19 (письмо ИКАО от 16 августа 2016 г. № SP 60/4-16/69) и сформулированы предложения Комитета по безопасности полетов САП, которые были приняты ICCAIA и направлены в ИКАО, как часть общей позиции авиационной промышленности России.
Во взаимодействии с рабочей группой по перевозке опасных грузов Комитета по летной годности ICCAIA был проработан вопрос и выданы замечания к предложениям ICCAIA по совершенствованию регулирования перевозок опасных грузов на воздушном транспорте.
21 декабря 2016 года на базе АО Вертолеты России состоялось заседание Комитета по безопасности полетов САП, которое было посвящено рассмотрению следующих вопросов:
- о национальных стандартах по системе управления безопасностью вертолетной деятельности;
- о предложениях по системе управления безопасностью полетов в проекты Федеральных авиационных правил, размещенных на федеральном портале проектов нормативных правовых актов
http://regulation.gov.ru;
- о состоянии взаимодействия с Международным координационным советом ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA).
В ходе заседания Комитета, состоявшегося 21 декабря 2016 года, была представлена информация о разработке Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года и ходе подготовки Глобальной стратегии ICCAIA, а также о новой программе по обеспечению безопасности полетов ИКАО (SMTP), также на этом заседании были подведены итоги деятельности Комитета по безопасности полетов САП в 2016 году и принят план работы на 2017 год.
В течение 2016 года участники Комитета принимали участие в симпозиумах, конференциях и семинарах по актуальным проблемам современного авиастроения и безопасности полетов, а также в работе Экспертного совета Союза авиапроизводителей России на конкурсе Авиастроитель года.
Решения, принятые Комитетом
- Указать Минтрансу России на недопустимое отставание в разработке нормативных правовых актов, необходимых для практической реализации Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими (постановление Правительства РФ от 18 ноября 2014г. № 1215) и просить об установлении кратчайших сроков завершения разработки и принятия указанных нормативных правовых актов;
- рекомендовать уполномоченным органам Российской Федерации при формировании нормативной базы в области СУБП контролировать обязательную реализацию стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в рассматриваемой области (Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации), в частности – в Федеральных авиационных правилах, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ и устанавливающих требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов, их двигателей и воздушных винтов. При этом рекомендуется следовать также положениям добавления 2 Приложения 19 и методическим рекомендациям, разработанным головными НИИ отрасли и другими заинтересованными организациями по поручению Минпромторга России в период 2013-2015 гг.;
- рекомендовать Минтрансу России использование Глобального плана обеспечения безопасности полетов ИКАО при формировании мероприятий по достижению цели повышения уровня безопасности транспортной системы в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года;
- обратиться к Дирекции САП за содействием в организации перевода на русский язык методических документов, выпущенных Международной группой по взаимодействию в области управления безопасностью полетов (SM ICG);
- обратиться к Дирекции САП с предложением о выдвижении авторского коллектива разработчиков национальных стандартов по системе управления безопасностью вертолетной деятельности на конкурс Авиастроитель года в номинации За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении;
- в рамках проведения публичных обсуждений проектов Федеральных авиационных правил, размещенных на федеральном портале проектов нормативных правовых актов
http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/12-16/00059843 и ID проекта 02/08/12-16/00059841) направить в установленном порядке предложения от имени Комитета по безопасности полетов САП по уточнению требований к разработчикам и изготовителям в части внедрения стандартов и рекомендуемой практики ИКАО по системе управления безопасностью полетов;
- обратить внимание Минпромторга России на отсутствие в обнародованном проекте Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года каких-либо положений и стратегических установок в области безопасности полетов;
- на этапе общественного обсуждения подготовить и внести предложения и рекомендации в проект Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года, учитывающие положения Глобального плана по обеспечению безопасности полетов ИКАО;
- рекомендовать предприятиям авиационной промышленности проработать вопрос организации обучения специалистов в рамках учебной программы ИКАО (SMTP) по обеспечению безопасности полетов;
- продолжить обмен опытом по частным вопросам внедрения СУБП на предприятиях авиационной промышленности в формате расширенных заседаний Комитета по безопасности полетов САП.