Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского
Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского основан в 1918 году и является ведущей научной организацией России. Имя ЦАГИ уже давно стало легендой, с ним связано развитие российской авиации и флота, космонавтики и гидроэнергетики, математики и механики, материаловедения и акустики и т.д. В ЦАГИ работают более 4400 сотрудников, среди которых свыше 600 научных работников, в том числе 12 академиков РАН и членов-корреспондентов РАН, около 500 докторов и кандидатов наук.
ЦАГИ проводит широкий комплекс исследований и разработок в области аэродинамики летательных аппаратов и их силовых установок, механики полета и систем управления самолётов, обеспечения надёжности, прочности и долговечности конструкций, проблем создания гиперзвуковых летательных аппаратов, вертолетов, авиационно-космических систем, скоростных сверхзвуковых пассажирских самолетов, в области развития ключевых информационных технологий, экспериментальной и вычислительной базы, методов и средств экспериментальных исследований.
Уникальная экспериментальная база ЦАГИ включает в себя комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей потока, стенды статической и динамической прочности, подвижные и неподвижные пилотажные стенды и стенды систем управления, теплопрочностные и акустические камеры, двигательные и компрессорные стенды, стенды авиационной акустики и др. В 2013 г. ЦАГИ вновь подтвердил статус Государственного научного центра РФ.
Авторитет ЦАГИ на мировой арене подтверждается успешным сотрудничеством с ведущими зарубежными аэрокосмическими научными центрами Америки, Европы и Азии. Сегодня насчитывается более 50 международных партнеров института. Это такие известные фирмы и организации, как Boeing, EADS, CNES, Airbus, Snecma, DassaultAviation, BAE Systems, AleniaAeronautica, AgustaWestland, Thales, Embraer, HAL, ADA, KARI, NASA, ONERA, DLR, NLR, CIRA, CAE, CARDC, NAL, KIST и др.
В ЦАГИ были испытаны:
авиационная и ракетно-космическая техника:
- семейства магистральных самолетов Ан-124, Ил-96, Ту-204 и Ту-334;
- сверхзвуковые маневренные истребители МиГ-29, Су-27, МиГ-31;
- вертолеты Ми-26, Ми-24, Ка-50, Ка-60 и др.
- воздушно-космический самолет "Буран" и система "Энергия-Буран";
- новейшие образцы современной ракетной техники;
- перспективный ближнесреднемагистральный самолет МС-21, истребитель пятого поколения Т-50 и ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet 100;
а также промышленные объекты:
- монументы Победы на Поклонной горе, "Свободный народ", "Казак ели", скульптура "Рабочий и колхозница";
- мосты через Волгу у Кинешмы, в Дубне и в Волгограде, через Обь у Сургута, через Москву-реку в Серебряном бору, через Оку у Мурома, на о. Русский через пролив Босфор Восточный у Владивостока;
- автомобильные тоннели - "Гагаринский", "Лефортовский", "Иранский";
- изолирующие стыки для железнодорожных рельсов, элементы конструкций пешеходных мостов из композиционных материалов для ОАО "РЖД";
- поезд, движущийся со сверхвысокими скоростями (300 км в час), для фирмы SIEMENS .
Сегодня ЦАГИ стоит на пороге перемен. Институт принимает самое деятельное участие в разработке и согласовании с федеральными органами исполнительной власти проекта ФЗ о Национальном исследовательском центре"Институт им. Н.Е. Жуковского". НИЦ объединит отечественные исследовательские институты и центры, работающие в области авиации. Его деятельность будет направлена на консолидацию научно-исследовательских сил и технического потенциала в авиационной отрасли. Именно так можно будет более эффективно управлять исследованиями и решать сложные государственные задачи.